пʼятниця, 22 січня 2016 р.

Университетское образрование: потребность или приложение [осторожно: личное мнение]

Если спросить меня, то пару лет тому назад я была бы на 100 процентов уверенна, что университетское образование - это жизненная потребность. К этому предположению я соединяла нескончаемый список аргументов: от этого зависит моя будущая карьера, моя жизнь и благополучие моей семьи, от уровня (а давайте честнее от цвета моего диплома) будет зависеть возможности, которые будут открываться передо мной и какие шансы я не смогу. 

Сейчас же я менее утопист. Спасибо двум прекрасным людям, которые любят говорить со мной о современной системе образования, санкционируя многие реформы в моём понимание мира.

"Я верю в силу самообразования и считаю получение практических навыков выживания - главной причиной почему я не перестаю учиться в университете".
Если суммировать этот пост в одном предложение, я думаю, что это самое подходящая теза. Этим я, не затягивая, отрицаю идею того, что университетское образование - это потребность. Скорее хорошее дополнение, но далеко не главное в нашей жизни.

Самообман ! 
Мы все хороши в самообмане. Все поймут о чём я. Много лет я долго и мучительно "выживала" в школе, обманывая себя, что в университете мне эти знания понадобятся, но поступив, осознала, что все лишь косвенно связано между друг другом. Львиная доля того, что в школах называют "знаниями" совсем не пригодилась. В университете снова пришлось адаптироваться и, наверно, к четырём вещам в первую очередь:
1. всем преподователям на тебя наплевать.
2. сроки на большие задания не соответствуют времени, которое на него дают.
3. заявлением и справкой не отмажешься от отработки семинаров.
4. общество нерегулируемо (да и где оно регулируемо?)

Есть ли плюсы? 
Я заметила, как в университете я научилась работать в команде, выбирать приоритеты и справляться с внезапными изменениями в графике. Маловероятно, что я помню все 10 признаков государства, но я умею писать модули, узнавая о них за день, я познала все азы переговорного процесса, общаясь с преподавателями и договариваясь о поздней сдаче работ. Никогда не припоминаю, чтоб я могла до поступления в университет, сесть и за вечер написать 10 страниц чистого личного текста со всеми примечаниями и списком литературы (да пусть горят они в аду). Самодисциплина, решения критических задач в ограниченное время и умение балансировать работу и досуг - для меня главные навыки, которым обучают в высших образовательных заведениях, а не вовсе наизусть выученная Конституция ЮНЕСКО, дип протокол и прочие прелести.

Дебаты по сути. 
О, и не подумайте, что этот пост - моя чистая вода, которую я просто в один вечер решила вылить в нет. Мы долго спорим уже о сути университетского образования и это моя не первая попытка написать об этом. Помниться в начале первого курса тут же, в пространствах этого блога, я оставила злостный пост о нынешней системе образования (больше схоже на нытьё первокурсницы), но всё же мнение. Вот тогда я заливала о пылающем  во мне чувстве раздражения. Сейчас в жизни моей конструктивизм: я либо наблюдаю, либо дискуссирую из лучших побуждений, чтоб все мы имели много точек зрения.

По сути, не могу отрицать, что для каких-то точных наук и технических профессий университет служит базовой точкой отчёта, местом, где дают фундаментальные навыки и знания без которых ты просто "порванная калоша", но для гуманитарных профессий (представителем одной из которых есть я) - университет затачивает "скиллы выживания". Пора уже это немного стать принимать. Вы сами задаёте себе вопрос: "Почему так сложно найти работу юристам, экономистам, журналистам, репортёрам, социологам и пр. ?". Нас полно, но ни у кого нету опыта работы. Половину высеивают сразу, как только видят, что у человека нет стажа. Как в нашей стране реально получить стаж, если никто не берёт людей БЕЗ СТАЖА? Хм, дилемма. Все обсуждение сводиться к тому, что без практики, гуманитарии нужны только официантами, продавцами и работниками телефонной поддержки. А кто же себе пожелает такую жизнь? Практика несменяемая, стажировки, ранний опыт - всё это главные критерии, как нынче получить хорошую работу, а вовсе не цвет твоего диплома и знак отличия в нём.

Сила самообразования. 
Когда говоришь о силе самообразование, ты в большинстве случаев выбиваешься из общей толпы. Приходиться неоднократно доказывать, что самообразование способно качественно изменять человека, а это как говорится "не поле перейти". Сложна эта задача не потому, что она нереальна, а потому, что большинство студентов, которые нынче приобретают знания в наших высших учебных заведениях так или иначе программированы думать, что только в стенах альма матер мы способны реально УЧИТЬСЯ, что никакой компьютер и самоинтерес тебе не помогут в желании грызть гранит знаний. Только самобичевание, только садомазохизм!

Любопытное событие случилось как раз накануне этого поста. Один мой знакомый будущий юрист написал интересный твит: "Курс "Справедливость" профессора Гарвардского университета дал больше, чем университетское образование". Не могу не согласиться. Кто видел этот курс (залит для общего обозрения в нете с 2010 г.) поймёт о чем я. На самом деле, курс не похож на короткий гайд в юриспруденцию. После этого вы не станете лучшим адвокатом в регионе и не получите работу в МКС, но вы поймёте, как функционирует право, на каких философских течениях оно построено и как формировалось. Это гарантирует ваше дальнейшее понимание юриспруденции и желание углублённо изучать его.

Интернет сделал образование доступным. Книги, по которым читают университетские лекции можно найти в публичном доступе, а если существует что-то продвинутое - в университетских и публичных библиотеках. Вебинары, курсы он-лайн - ещё никогда не было так легко быть умным, а мы то и дело просиживаемся на лекциях по психологии и ОБЖ. Раз уж университет научил меня выбирать приоритеты, я выберу знания по международной экономике и полит философии Йельского университета, чем буду помнить список самых чистых городов в мире. Не верить в самообразование весьма глупо, по-моему. Но хотя, каждый сам должен решить, как он хочет использовать своё время, а инструменты для достижения у нас есть в самом невероятном разнообразие. Стоит только чуть-чуть стараться больше читать и ты уже не дурак.

Идеальное сочетание.
Странно, что вы дочитали до этого предложения. В общем, спойлер стоит в самом начале, так что я замыкаю запись. В скором времени это будет понятно, как в ясный день, что самообразование важнее любой университетской байды. Но сейчас большинство из нас, включая меня, на этапе перехода из одной системы мышления в другую. Сомнительно, что реально нынче не учитывать любой елемент, будь это универ, работа или стремление к самообразованию. По-моему, идеальное сочетание сегодня - это, когда существует баланс всего выше перечисленного: ты учишь то, что хочешь, работаешь и стараешься из всех сил не забить на университет. Если у тебя выходит, ты ориентировочно на правильном пути. А если нет, ничего страшного, ибо как говорил наш добрый друг Хоккинг: "Интеллект - это умение адаптироваться к изменениям".

Немає коментарів:

Дописати коментар